Оказываем поддержку студентам в Ульяновске
г. Ульяновск, Московское шоссе 108, офис 1224
Пн-Пт 10:00-19:00; Сб-Вс: выходной
Тема работы: | Социально-психологическая адаптация подростков к условиям обучения в военном учебном заведении. |
Предметная область: | Курсовая работа с практической частью, Педагогика |
Краткое содержание: | Введение 3 ГЛАВА №1: Методологическая основа изучения процесса адаптации 7 1.1 Понятие и основные характеристики процесса социально-психологическая адаптация 7 1.2 Адаптационные возможности подростков в контексте современных теорий 14 Вывод по 1 главе 21 ГЛАВА №2: Адаптация подростков к условиям обучения в довузовских военных учебных заведениях 22 2.1 Процесс обучения и требования в довузовских военных учебных заведениях России 22 2.2 Социально-психологическая адаптация кадет к условиям обучения кадетского военного корпуса 28 Вывод по 2 главе 39 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 47 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 59 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 62 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 68 |
Описание работы: | Актуальность исследования. Подростковый возраст является одним из наиболее проблемных периодов в жизни человека, поскольку именно на этом жизненном этапе происходят сильные изменения в его физическом и психо-логическом развитии. Подростку необходимо сформировать о себе пред-ставление как о личности, проявить себя как самостоятельного и взрослого человека, утвердиться в среде сверстников и т.д. При этом подросток остает-ся зависимым от взрослых, что создает для него двоякую ситуацию: с одной стороны ему хочется быть самостоятельным, а с другой - многие жизненные возможности ему еще не доступны, в том числе и ввиду материальной зави-симости от взрослых. Все это в своей совокупности является одной из причин антисоциального поведения среди подростков и появления подростковой преступности. Решению данных проблем способствует поступление подростков в до-вузовские военные образовательные учреждения, поскольку в них не только приучают к дисциплине, но и прививают подросткам социально-приемлемые ценности и дают им возможность определиться с будущей профессией. В то-же время поступление подростка в довузовское военное образовательное за-ведение подразумевает его включение в новую социальную среду, обладаю-щую своими особенностями, а именно: строгим режимом, отдаленностью от внешнего мира и исключением из привычного образа жизни, необходимо-стью соблюдать особую военную корпоративную этику, самостоятельно сле-дить за собой, быть постоянно готовым к тяжелым физическим нагрузкам и т.д. Данные особенности усложняют процесс социально-психологической адаптации подростков к условиям обучения в довузовских военных образо-вательных учреждения. Облегчить социально-психологическую адаптацию подростка возможно путем организации в данных образовательных заведе-ниях социально-психологического сопровождения воспитанников в процессе освоения ими новых социальных ролей, принятия нового социального стату-са, установления системы межличностных отношений в коллективе и в учеб-ной деятельности. Степень изученности темы. Понятие и основные характеристики адап-тации в целом и социально-психологической адаптации в частности рассмат-ривались в работах многих авторов. Среди них стоит отметить как исследо-вания классиков - З. Фрейда, К. Роджерса, Т. Парсонса, Р. Мертона, А.А. Ре-ана и др., так и работы более современных авторов – Г.М. Андреевой, А.А. Налчаджяна, О.П. Степановой, О.В. Токаря, А.А. Оплетина, М.Р. Битяновой, Г.И. Рогалевой и др. Вопрос адаптационных возможностей подростков рас-сматривался в трудах В.С. Агапова, А.Ш. Габдрахманова, Н.В. Сириковой, Т.Т. Щелиной, А.А. Кузминой, Е.А. Киреевой, О.В. Барсуковой, А.Ю. Усеповой, Н.В. Тюриной, Н.Л. Васильевой, И.И. Журавлевой и др. Особен-ности образовательного процесса, а также требования в довузовских воен-ных образовательных учреждениях изучались в работах А.П. Чайки, Т.Ю. Волгиной, А.Н. Сивака, М.М. Гупалова, А.В. Виноградова, А.М. Котова и др. При этом особенности социально-психологической адаптации подрост-ков к условиям обучения в довузовских военных образовательных учрежде-ниях рассматриваются лишь в узких исследованиях некоторых авторов, что говорит о необходимости более широкого изучения данного вопроса, по-скольку грамотная организация социально-психологического сопровожде-ния подростков в указанных образовательных заведениях возможна лишь при условии понимания особенностей их социально-психологической адап-тации к условиям обучения в довузовском военном образовательном заведе-нии. Что в свою очередь обуславливает актуальность рассматриваемого во-проса. Объектом исследования выступает социально-психологическая адапта-ция подростков. Предметом исследования являются особенности социально-психологической адаптации подростков к условиям обучения в довузовском военном образовательном заведении. Цель исследования состоит в изучении особенностей социально-психологической адаптации подростков к условиям обучения в довузовском военном образовательном заведении. Отсюда, задачи исследования заключаются в следующем: - проанализировать понятие и основные характеристики процесса со-циально-психологической адаптации; - изучить адаптационные возможности подростков в контексте совре-менных теорий; - рассмотреть процесс обучения и требования в довузовских военных учебных заведениях России; - изучить социально-психологическую адаптацию кадет к условиям обучения кадетского военного корпуса. Гипотезой эмпирического исследования явилось утверждение о том, что существуют различия между особенностями социально-психологической адаптации подростков к условиям обучения в довузовском военном образо-вательном учреждении, а именно: - кадеты с высоким уровнем адаптации имеют высокую или среднюю самооценку, нормальный уровень тревожности и высокий или средний уро-вень эмоциональной удовлетворенности условиями своей жизнедеятельности; - кадеты с низким уровнем адаптации имеют низкую или чрезмерно вы-сокую самооценку, высокий или очень высокий уровень тревожности и низ-кую эмоциональную удовлетворенности условиями своей жизнедеятельно-сти. Методики исследования: 1. Теоретические: анализ, синтез, абстрагирование, аналогия, система-тизация, конкретизация, изучение опыта, понятийно-терминологический ме-тод, метод классификации. 2. Эмпирические: - многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Макла-кова С.В. Чермянина; - диагностика общей самооценки (опросник Г.Н. Казанцевой); - методика «Шкала тревожности» О. Кондаша; - методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью А.А. Андреева. 4. Статистические: t-критерий Стьюдента. Все методы использовались комплексно, что позволило более глубоко изучить рассматриваемую проблему, сформировать общие представления об особенностях социально-психологической адаптации подростков к условиям обучения в довузовском военном образовательном заведении и разработать рекомендации по ее улучшению. Научная новизна исследования: - обозначены теоретические аспекты психологической характеристики социально-психологической адаптации подростков; - в работе представлена программа тестирования воспитанников дову-зовского военного образовательного заведения, направленная на определе-ние особенностей социально-психологической адаптации у данной группы испытуемых; - обозначены особенности социально-психологической адаптации непо-средственно воспитанников довузовского военного образовательного заве-дения и определено, какие личностные качества кадет способствуют их адап-тации к условиям обучения в указанном образовательном учреждении. Теоретическая значимость исследования заключается в более деталь-ном изучении понятий «социально-психологическая адаптация» и «адаптив-ные возможности», а также особенностей социально-психологической адап-тации подростков. Результаты данного исследования позволяют расширить уже имеющиеся представления по данным вопросам. Практическая значи-мость исследования заключается в том, что результаты проведенного эмпи-рического исследования могут быть использованы в процессе разработки методических рекомендаций по организации социально-психологического сопровождения воспитанников довузовских военных образовательных заве-дений. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 40 источников. Общий объем составляет 68 страниц, в том числе 5 таблиц, 2 рисунка и 4 приложения. |
Объём работы: | 40-44 |
Цена: | 1850 ₽ |
Уникальность: | 80-85 % ( antiplagiat.ru ) |
Купить эту работу
При составлении конкретных планов работ, авторы могут использовать весьма разносторонние материалы, но все они так или иначе актуальные на конкретный момент выполнения. Даже если преподавателя что-то не устроит, все будет исправлено максимально быстро.
Название: ООО 'Дипломы - Ульяновск'
Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе 108, офис 1224
Телефон: 8(900) 364-10-29
Email: zakaz@ulyanovsk-diplomy.ru
График работы: Пн-Пт: 10:00 - 19:00