Внимание! ulyanovsk-diplomy.ru не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Ульяновск Диплом

Оказываем поддержку студентам в Ульяновске

г. Ульяновск, Московское шоссе 108, офис 1224

Пн-Пт 10:00-19:00; Сб-Вс: выходной

Сделать заказ

СПОСОБЫ СВЯЗИ

8(900) 364-10-29

задать вопрос online

- офицальная группа вк

УСЛУГИ

Формирование игрового взаимодействия детей пятилетнего возраста в сюжетно-ролевой игре

Тема работы: Формирование игрового взаимодействия детей пятилетнего возраста в сюжетно-ролевой игре
Предметная область: Магистерская диссертация, Психология и педагогика
Краткое содержание:

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования игрового взаимодействия детей пятого года жизни в сюжетно-ролевых играх

1.1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования игрового взаимодействия детей пятого года жизни в сюжетно-ролевых играх

1.2. Особенности формирования игрового взаимодействия у детей пятого года жизни

1.3. Педагогические условия формирования игрового взаимодействия детей пятого года жизни

Выводы по первой главе

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию игрового взаимодействия детей пятого года жизни в сюжетно-ролевой игре

2.1. Состояние проблемы формирования игрового взаимодействия детей пятого года жизни в сюжетно-ролевой игре в практике дошкольного образовательного учреждения

2.2. Реализация педагогических условий по формированию игрового взаимодействия детей пятого года жизни в сюжетно-ролевой игре

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их интерпретация

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложение

Описание работы:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что игра является основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста, эффективным средством формирования его личности. В игре дошкольник приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него интенсивно развиваются психические функции и интеллектуальные способности, формируются нравственные качества, определенное отношение к людям и труду, вырабатываются черты характера, а также навыки социального поведения.

Игра есть самостоятельная деятельность - дети самостоятельно осуществляют выбор игры и ее организацию. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки товарищей и свои собственные (12).

В разном возрасте дети воспринимают игру по - разному, но на пятом году жизни у ребенка появляется интерес к общению с взрослыми и сверстниками. В этот период времени ребенок пытается «примерить» на себя различные социальные роли, дублирует действия других людей (как взрослых, так и детей), начинает обосновывать свои действия, ориентироваться в социуме. Однако в процессе игры ребенок как бы выходит из подчинения взрослого и действует свободно, проявляя свои чувства, желания. Воображение, фантазия помогают ребенку восполнить пробелы в знаниях об окружающем мире и замещать необходимые для игры предметы. Игра в данном случае - своеобразный мостик, дающий возможность ребенку переходить от действительности в область фантазии и наоборот.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр. При этом основная задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Таким образом, игра является очень важной составляющей в жизни ребенка, но в современном мире дети играют, в основном, в компьютерные игры, а взрослые мало времени уделяют своим детям, редко занимаются с ними полезными для развития видами деятельности.

Формирование игрового взаимодействия детей является одной из важнейших проблем современного общества. Актуальность заявленной нами темы подтверждается социальным заказом общества. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, в том числе и поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

На сегодняшний день программы дошкольных образовательных учреждений, в рамках реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования должны быть ориентированы на формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, организацию совместных видов деятельности детей со сверстниками и взрослыми, видов деятельности способствующих развитию мышления, воображения и детского творчества, личностного и художественно-эстетического развития ребенка.

На научно-теоретическом уровне актуальность исследования формирования игрового взаимодействия у детей дошкольного возраста обусловлена недостаточной теоретической разработанностью определенного комплекса формирования игрового взаимодействия у детей. Об этом свидетельствуют существующее большое количество работ по проблеме игровой деятельности (Л.С. Выготский, Л.Н. Галигузова, С.Л. Новоселова, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин и др.); исследований феномена общения и формирования коммуникативной деятельности в дошкольном детстве (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина и др.), однако недостаточным рассмотрением вопроса именно игрового взаимодействия.

На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с тем, что, несмотря на разработки зарубежных и отечественных ученых, которые служат теоретической основой проблемы формирования игрового взаимодействия у детей дошкольного возраста, недостаточно методических разработок, обеспечивающих процесс ее решения необходимыми технологическими средствами. Как показывают исследования Л. С. Выготского, Л. И. Божович, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Л. С. Славиной, Ф. И. Фрадкиной, Д. Б. Эльконина игровые умения развиваются именно в сюжетно-ролевой игре дошкольника.

Однако, по мнению специалистов, детские игры стали бессодержательными, игровые действия однообразными, дети не способны адаптировать определенный сюжет к новым обстоятельствам. Причина того, что игра зачастую не достигает своих развитых форм у детей дошкольного возраста, заключается в некоторых особенностях современных условий жизни ребенка (общение со сверстниками в одновозрастной группе, специализированное обучение, исчезновение многодетных семей).

Анализ научной литературы позволил выявить ряд противоречий, имеющихся в педагогическом сопровождении формирования игрового взаимодействия у детей. Это противоречия между:

 возможностями целенаправленного формирования игрового взаимодействия детей в условиях разнообразных педагогических ситуаций и содержательной, технологической не разработанностью методов и форм в теории дошкольного образования;

 разработанностью в педагогических исследованиях методов руководства игрой и неумением дошкольных работников использовать их для формирования игрового взаимодействия детей друг с другом.

 развивающим потенциалом игровой деятельности и его недостаточным практическим использованием в формировании способов взаимодействия дошкольников.

 необходимостью формирования игрового взаимодействия дошкольников и недостаточным количеством методических материалов, позволяющих реализовать сюжетно-ролевую игру в детском саду.

Кроме того, еще остаются неизученными педагогические условия формирования игровых умений детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Поиск педагогически эффективных путей разрешения данных противоречий, требующих выявления научно обоснованных подходов к формированию игрового взаимодействия детей дошкольного возраста, составляет проблему исследования, которая актуальна как для теории, так и для практики дошкольного образования.

Актуальность проблемы исследования обусловила выбор его темы «Формирование игрового взаимодействия детей пятого года жизни в сюжетно-ролевых играх»

Выбор темы определил цель, объект, предмет и задачи исследования.

Цель исследования – выявить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия формирования игрового взаимодействия у детей пятого года жизни в сюжетно-ролевых играх.

Объект исследования – процесс формирования игрового взаимодействия у детей пятого года жизни.

Предмет исследования – педагогические условия формирования игрового взаимодействия у детей пятого года жизни.

В основу исследования положена гипотеза о том, что формирование игрового взаимодействия у детей пятого года жизни будет проходить эффективнее при реализации следующих педагогических условий:

1.Использование методов и приемов формирования ролевого поведения детей в сюжетно-ролевой игре.

2. Использование методов и упражнений, направленных на развитие творческого воображения

3. Организация игровой предметно-пространственной среды с наличием материальных объектов, позволяющих дошкольникам осуществлять самостоятельный выбор содержания игровой деятельности, способов и средств ее осуществления.

В соответствии с выдвинутой гипотезой определена необходимость постановки и решения следующих задач:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования игрового взаимодействия у детей пятого года жизни.

2. Изучить особенности формирования игрового взаимодействия у детей пятого года жизни.

3. Определить критерии формирования игрового взаимодействия у детей пятого года жизни.

4. Разработать и апробировать условия формирования игрового взаимодействия у детей пятого года жизни.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

 основные положения деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, и др.), который предполагает насыщение образовательного процесса формами активности, организации разнообразных видов деятельности;

 положения личностно-ориентированного подхода (Н.Я. Михайленко, А.В. Запорожец, А.С. Белкин, Л.В. Трубайчук и др.), в основе которого лежит признание индивидуальности каждого ребенка, обладающего неповторимым личностным опытом;

 основы теории коммуникации (Р.О. Якобсон, М.А. Василик, А.П. Панфилова, И.А. Зимняя, М.С. Каган,); учения о коммуникативном образовании (О.Ю. Афанасьева, Е.Ю. Никитина, и др.); учения о диалогической речи дошкольника (Н.К. Усольцева, А.В. Чулкова, А.Г. Арушанова, Н.В. Дурова, А.Н. Соколова, Р.А. Иванкова и др.);

 общедидактические положения о формировании умений и навыков (Л.С. Выготский, А.Е. Дмитриев, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин и др.).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: общетеоретический (анализ психолого-педагогической, научно-методической, справочно-энциклопедической литературы и нормативных документов по проблеме исследования, проектирование процесса формирования игрового взаимодействия у детей пятого года жизни); эмпирический (изучение, анализ, обобщение опыта, наблюдение, анкетирование); методы математической статистики для обработки и интерпретации полученных данных.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап (октябрь – декабрь 2018г.) – поисково-констатирующий. Это этап теоретического осмысления проблемы исследования, изучения состояния ее разработанности в научно-методической литературе. Осуществлялся и анализ практического состояния проблемы, определялись теоретические и методологические основы исследования. Были определены методологические предпосылки, цели, задачи научного поиска, формировалась гипотеза, разрабатывались программа и методика исследования. На данном этапе составлен план экспериментальной работы, организовано проведение констатирующего этапа с целью определения направлений исследования, разработки методики экспериментальной работы.

Второй этап (январь 2018 гг. – декабрь 2018 гг.) – реализующий – связан с организацией и проведением формирующего этапа в естественных условиях детского сада с целью проверки эффективности предложенной нами стратегии формирования игрового взаимодействия, анализом и обработкой материалов исследования, внедрением в практику результатов исследования.

Третий этап (январь 2019 г.) – контрольно-обобщающий, на котором изучались результаты контрольного этапа экспериментальной работы, обработка материалов экспериментальной работы, определялась эффективность организации процесса формирования игрового взаимодействия у детей в ДОУ, проведена систематизация результатов исследования и их интерпретация, сформулированы основные выводы.

Экспериментальной базой исследования явилось МАДОУ «Детский сад № 348 г. Челябинска». В эксперименте приняли участие дети пятого года жизни, из числа которых были сформированы экспериментальная и контрольная группы.

Теоретическая значимость исследования:

1. Охарактеризован и теоретически обоснован процесс формирования игрового взаимодействия у детей пятого года жизни.

2. Определены специфические особенности формирования игрового взаимодействия у детей пятого года жизни.

3. Теоретически выявлены педагогические условия формирования игрового взаимодействия у детей пятого года жизни.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

– определены и охарактеризованы критерии и уровни сформированности игрового взаимодействия у детей пятого года жизни;

– в проектировании и апробации комплекса мероприятий по формированию игрового взаимодействия у детей пятого года жизни;

– в использовании материалов исследования в образовательной деятельности образовательных дошкольных учреждений.

Обоснованность и достоверность результатов исследования определяется тщательным анализом психолого-педагогической и методической литературы по проблеме; выбором комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования; разнообразием источников информации; использованием методов математической статистики при обработке экспериментальных данных, подтверждении гипотезы; а также эффективными результатами внедрения методических разработок в практику учреждения дошкольного образования.

Личное участие автора состоит в разработке комплекса мероприятий по формированию игрового взаимодействия у детей пятого года жизни; в получении научных результатов, изложенных в диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:

– осуществления экспериментальной деятельности в период с 2017 по 2019 гг.;

– заочного участия автора в конференциях различного уровня.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Определяем, что игровое взаимодействие детей пятого года жизни представляет собой организованную систему игровой активности взаимодействующих индивидов, в которой формируются умения в области общения.

2. Предлагаем педагогические условия, направленные на формирование игрового взаимодействия у детей пятого года жизни.

3. Доказываем, что эффективность внедрения педагогических условий формирования игрового взаимодействия у детей пятого года жизни обеспечивается реализацией следующих педагогических условий:

 использование методов и приемов формирования ролевого поведения детей в сюжетно-ролевой игре.

 использование методов и упражнений, направленных на развитие творческого воображения

 организация игровой предметно-пространственной среды с наличием материальных объектов, позволяющих дошкольникам осуществлять самостоятельный выбор содержания игровой деятельности, способов и средств ее осуществления.

Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы, включающего 60 наименований. Текст работы иллюстрирован таблицами и рисунками, отражающими основные положения и результаты.

Объём работы: 100
Цена: 5000 ₽
Уникальность: 70 % ( antiplagiat.ru )

Купить эту работу

ulyanovsk-diplomy.ru

При составлении конкретных планов работ, авторы могут использовать весьма разносторонние материалы, но все они так или иначе актуальные на конкретный момент выполнения. Даже если преподавателя что-то не устроит, все будет исправлено максимально быстро.

КОНТАКТЫ

Название: ООО 'Дипломы - Ульяновск'

Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе 108, офис 1224

Телефон: 8(900) 364-10-29

Email: zakaz@ulyanovsk-diplomy.ru

График работы: Пн-Пт: 10:00 - 19:00

Авторские права 2002-2021 ulyanovsk-diplomy.ru